Психолого-медико-педагогический  консилиум.

В СОШ № 8 организована работа психолого-медико-педагогического  консилиума (ПМПк). Он создан для обсуждения проблем развития, обучения и воспитания обучающегося или целого класса, для уточнения причин, вызывающих эти проблемы, выработки рекомендаций, необходимых для устранения недостатков, конфликтных ситуаций. Консилиум в переводе с латинского языка означает обсуждение. Таким образом, психолого-медико-педагогический консилиум – это совещание лиц, участвующих в учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работе, для постановки педагогического заключения, выработке коллективного решения о наиболее соответствующем для данного ученика образовательном маршруте и мерах педагогического воздействия на учащихся. В рамках консилиума происходит разработка и планирование единой психолого-медико-педагогической стратегии сопровождения учащихся.

ПМПк строит свою деятельность в соответствии с уставом образовательного учреждения, положением о ПМПк,  договором с родителями (законными представителями).

Цель деятельности консилиума: совместная работа педагогического коллектива по координации действий и выработке стратегии помощи ребёнку с трудностями в обучении.

Итог работы: составление индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, создание эффективной образовательной среды и  условий, обеспечивающих достижение целей образования.

Психолого-медико-педагогический  консилиум создаётся приказом руководителя образовательного учреждения.

В состав консилиума входят:

- руководителя образовательного учреждения (председатель консилиума); 

- учитель, представляющий ребенка;

- педагог-психолог;

- учитель-дефектолог;

- учитель-логопед;

- воспитатель группы продлённого дня;

- социальный педагог;

- медицинский работник.

Задачи консилиума:

  1. Выявление характера и причин отклонений в учении и поведении обучающихся.
  2. Принятие коллективного решения о соответствующих для данного ученика особенностях обучения.
  3. Разработка программы педагогических мер в целях коррекции отклоняющегося развития.
  4. Консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций.

Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые.

Консилиум работает по плану, установленному на один учебный год.

Плановые ПМПк проводятся не реже 1 раза в полугодие.

Деятельность планового консилиума ориентирована на решение следующих задач:

- определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка;
- выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута ребёнка;
- динамическая оценка состояния ребёнка и коррекция ранее намеченной программы.

Внеплановые ПМПк собираются по запросам учителя или специалистов, ведущих с данным ребёнком коррекционно-развивающее обучение и развитие, а также родителей ребёнка. Поводом для внепланового ПМПк является отрицательная динамика обучения и развития ребёнка.

Задачами внепланового ПМПк являются:

-  решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявленным обстоятельствам;

-  изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае её неэффективности.

Перечень документации, необходимой для проведения школьного психолого-медико-педагогического консилиума:

  1. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме учреждения.
  2. Приказ по образовательному учреждению о создании ПМПк.
  3. План работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума на текущий учебный год.
  4. Документация по проведению консилиума:
  • Сведения об обучающемся или о целом классе, по которому будет проводиться консилиум ( указывается: дата поступления в учреждение, номер и дата заключения территориальной ПМПК, медицинские диагнозы).
  • Список обучающихся класса, нуждающихся в помощи специалистов

(на основании заключений ТПМПК). Наш консилиум плотно сотрудничает с территориальной психолого-медико-педагогической комиссией и следует рекомендациям их специалистов.

  • Социальная карта класса, по которому проводится консилиум.
  • Согласие родителей (законных представителей) обучающегося на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение ребёнка в рамках деятельности ПМПк.
  • Протокол организационного заседания ПМПк, которое проводится в начале учебного года и на нём утверждается план работы консилиума на текущий год, количество плановых заседаний и режим работы, определяется состав консилиума.
  • Документация на каждого ребёнка:

- заключение ТПМПК

- представления педагогов: учителя,  педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога. Обследование проводится каждым специалистом индивидуально.   По результатам обследований составляются представления.

- индивидуальная программа реабилитации ребёнка-инвалида. При поступлении в учреждение родители обучающегося, имеющего инвалидность, предоставляют программу реабилитации, которую выдаёт им медико-социальная экспертиза. В ней отражено, какое лечение получает ребёнок, в помощи каких специалистов нуждается.

  1. Документация по результатам деятельности ПМПк:

Протокол консилиума на обучающегося.

После обсуждения всеми участниками консилиума трудностей в обучении конкретного ребёнка и формирования согласованного и системного представления, председателем консилиума пишется протокол.

Если консилиум первичный, т.е. который проводится при зачислении учащегося в класс сразу по завершении первичных обследований у всех    специалистов, то протокол содержит определение:

  • особенностей развития учащегося,
  • возможных условий и форм его обучения,
  • необходимого психологического, логопедического, тифлопедагогического сопровождения образовательного процесса.

Если консилиум плановый, то в протоколе отражается:

  • оценка динамики обучения и коррекции,
  • внесение, в случае необходимости, поправок и дополнений в коррекционную работу,
  • изменение или корректировка образовательного маршрута,
  • назначение дополнительных обследований.

Если консилиум внеплановый (срочный), то протокол содержит:

  • описание причин возникших у ребёнка проблем;
  • оценку размеров регресса, его устойчивости, возможности его преодоления;
  • определение допустимых нагрузок;
  • определение необходимости изменения образовательного маршрута.

 

Карта динамического развития обучающегося.

На каждого обучающегося создаётся индивидуальная  медико – психолого    – педагогическая карта сопровождения, которая состоит из данных  диагностических обследований учителя-дефектолога, психолога,  логопеда,  учителя, характеристики воспитателя ГПД, сведений о   состоянии здоровья  ребёнка, которые заполняет медицинский работник. Все специалисты  записывают в карте направления работы с обучающимся и свои  рекомендации, благодаря чему работа строится в тесной взаимосвязи всех  педагогов по решению проблем в обучении ребёнка. Данные в карте обновляются каждые полгода, что даёт возможность отследить динамику конкретного ученика и скорректировать при необходимости план работы с ним.

 

Индивидуальный маршрут обучающегося.

К карте прилагается индивидуальный маршрут обучающегося, где отражаются направления психолого-медико-педагогического сопровождения, циклограмма распределения времени ребёнка в течение недели и учебного года. Можно отследить в какой день недели занятия, каких специалистов посещает ребёнок, а также, в каком медицинском сопровождении он нуждается и сколько раз за учебный год и каких врачей  посещает.

          

Основываясь на полученных данных об учениках, планируется дифференцированный подход к каждому ребёнку, что способствует более успешному усвоению им образовательной программы. Консилиум играет очень важную роль в системе психолого-медико-педагогической деятельности. Позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребёнка, которой владеют педагог, школьный медик, психолог, логопед, тифлопедагог  и на основе целостного видения ученика,  с учётом данных о прошлом состоянии разработать и реализовать общую линию его дальнейшего обучения и развития. Психолого-медико-педагогический консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей отдельных обучающихся, позволяет объективно их оценить и построить совместную программу действий, направленную на развитие определённых качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков. Данная организационная форма деятельности расширяет возможности педагогов, специалистов, делая их работу более конкретной, содержательной и результативной.